25.11.2014
Россия игнорирует большинство антикоррупционных рекомендаций Страсбурга
Группа стран по борьбе с коррупцией Совета Европы (ГРЕКО) в понедельник выпустила отчет о выполнении Россией рекомендаций по совершенствованию законодательства по борьбе с коррупцией и финансированию партий и избирательных кампаний. Из выданных России 21 рекомендации удовлетворительно выполнены только три, еще 12 выполнены частично, шесть не были выполнены совсем
Свои рекомендации ГРЕКО направила России в августе 2012 года, в сентябре 2013 года российские власти предоставили организации свой отчет о мерах по их выполнению, но только к июню этого года ГРЕКО проанализировала проделанную Россией работу. Все законодательные изменения, принятые позже сентября 2013 года, группой не учитывались. Оценивали работу российских властей назначенные ГРЕКО докладчики из Чехии и Словении.
Не полная криминализация
В области борьбы с коррупцией ГРЕКО выдала девять рекомендаций, из которых были полностью выполнены только две: рекомендация о криминилизации подкупа членов международных парламентских ассамблей, судей и чиновников международных судов и рекомендация о проведении анализа возможности злоупотребления возможностью специальной защиты на суде при деятельном раскаянии подсудимого.
Еще две рекомендации выполнены частично. Россия в ноябре 2013 года отменила положение, разрешающее возбуждать уголовные дела о коммерческом подкупе только по заявлению или при согласии пострадавшей организации, но не учла другие советы ГРЕКО по этой теме. Частично выполнена рекомендация об увеличении срока давности по возбуждению уголовного дела за совершение подкупа с двух до десяти лет. Срок был увеличен до десяти лет для дел по подкупу в спорте или на коммерческих развлекательных конкурсах.
Подготовленные в этом году и находящиеся на стадии согласования проекты законов Генпрокуратуры («О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию») и Минюста («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных обязательств в области противодействия коррупции») предполагают увеличение сроков, но не до требуемых десяти лет, а до трех и шести соответственно.
Остальные рекомендации ГРЕКО не были выполнены или были выполнены частично (см. врез). В большинстве случаев российская сторона указывает, что рекомендации учтены в проектах законов, разработанных Генпрокуратурой и Минюстом. Но из-за того, что эти законы не были приняты парламентом, считать рекомендации выполненными у ГРЕКО оснований не было. В частности, не были исполнены рекомендации ГРЕКО обеспечить криминализацию подкупа третейских судей, включить в законодательство такие понятия, как «предложение», «обещание», «требование» и «принятие предложения или обещания» взятки, не было расширено законодательство о взяточничестве так, чтобы оно покрывало любое незаконное обогащение, в том числе получение нематериальной выгоды. Не исполнены попавшие в проект Генпрокуратуры и рекомендации расширить действие антикоррупционных законов на третьих лиц, в пользу которых могло быть совершено коррупционное правонарушение, и сделать уголовно наказуемой торговлю влиянием.
Непрозрачная партийная касса
Другая часть отчета ГРЕКО касалась регулирования коррупции в партийном законодательстве. Здесь из 12 рекомендаций удовлетворительно выполнена только одна, предписывавшая снизить порог раскрытия информации о пожертвованиях от физических и юридических лиц с €10 тыс. для юридических лиц и €1 тыс. для физических лиц. ГРЕКО приветствует июньское постановление Центральной избирательной комиссии, которое снизило порог для раскрытия информации о финансировании политической партии от юридических лиц до 300 000 рублей.
Все остальные рекомендации не были выполнены или были выполнены частично. Поправки к федеральному закону «О политических партиях» – шаг в правильном направлении, но и в них часть рекомендаций экспертов не была отражена, констатируют европейские эксперты.
В июне Госдума приняла правительственный законопроект, ограничивающий размер членских и вступительных взносов для политических партий (от одного члена партии в течение года не более 4,33 млн руб.). Документ также ограничивает максимально допустимую сумму кредита, которую может получить партия (физлицо – 21,5 млн руб., юрлицо – 216,5 млн руб.). Финансовые отчеты партий, получающих пожертвования на сумму более 60 млн руб. в год, должны подвергаться обязательной аудиторской проверке.
Однако регулирование финансирования избирательных кампаний не было пересмотрено, с тем чтобы обеспечить ясные и недвусмысленные правовые рамки, настаивают эксперты из Страсбурга. Не был поставлен заслон для использования служебного положения участников избирательных кампаний, и не была обеспечена прозрачность финансирования общественных объединений без статуса юридического лица, которые заняты поддержкой политических партий. По мнению экспертов ГРЕКО, необходимо увеличить независимость выборных комиссий и вести более глубокий и активный мониторинг финансовых отчетов партий и избирательных штабов.
Все последние годы в развитии российского законодательства определен безусловный приоритет на противодействие коррупции, а регулированию подлежат фактически все секторы экономической и управленческой деятельности в России, говорит член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат-единоросс Илья Костунов. «Советы международных организаций, таких как ГРЕКО, очень ценны, и, разумеется, все обязательства России будут выполнены. Но основной документ, которым мы руководствуемся – это План противодействия коррупции, подписанный президентом России», – отметил собеседник РБК.
Без учета особенностей
Рекомендации ГРЕКО не учитывают особенности российского законодательства, а оценки – не вполне точны, прокомментировала отчет председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. По ее словам, многие требования ГРЕКО уже есть в российском законодательстве. Такие понятия, как «предложение», «обещание», «требование» взятки в законодательстве трактуются как «приготовление к преступлению» и «покушение», понятие «незаконное обогащение» разъяснил Верховный суд.
Не все рекомендации органа Совета Европы по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) эффективны в России, так как в стране сильна бюрократическая составляющая и многие разумные в международных практиках рекомендации просто не работают, заявил Интерфаксу член президентского Совета по правам человека, председатель «Национального антикоррупционного комитета» Кирилл Кабанов. По его мнению, формальный подход в устранении зависимости избирательных комиссий, на которую указывает ГРЕКО, в России малоэффективен.
Учитывая, что органы российской власти собираются предпринять необходимые усилия для устранения недостатков, ГРЕКО сделала вывод, что нынешний низкий уровень выполнения рекомендаций не является «полностью неудовлетворительным» и отвела 18 месяцев (до 31 декабря 2015 года) властям на предоставление дополнительной информации.
Поделиться ссылкой:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться